Книги

Госуслуги

<

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 16.12.2017, 00:21
Приветствую Вас Гость | RSS
ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
ТАЙГИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
| Главная | Регистрация | Вход
Бронепоезд "Лунинец"


1418 дней и ночей гремела канонада на фронтах Великой Отечественной Войны от берегов Северного Ледовитого океана до берегов Черного моря. 1418 дней и ночей длились тяжелые испытании на прочность нашей Родины. Но эта Победа  досталась нам дорогой ценой – 28 миллионов жизней верных сынов и дочерей заплатил за нее наш народ. Не вернулись с полей сражений и 1258 воинов- тайгинцев, в том числе и 190 паровозников депо Тайги. К концу 1941 года на всех железных дорогах страны были созданы отделы особых оборонных заказов и в той или иной степени налажен выпуск патронов, снарядов и другого оружия. Особые задания получили многие предприятия Томской железной дороги, в т.ч. и паровозное депо ст. Тайга. Это были минометы, боеголовки для снарядов, финские ножи, зацепки для авиабомб, оси для тачанок и даже удила для лошадей кавалерийских частей, вагоны – бани, электростанции и прочее.

Государственный Комитет Обороны обратился ко всем железнодорожникам страны с призывом принять участие в формировании бронепоездов. Уже в конце 1941 года в Управлении Томской железной дороги был организован штаб, который возглавил заместитель начальника дороги Александр Яковлевич Шалашов..   Откликнувшись на призыв тружеников прифронтовых магистралей, коллективы паровозного и вагонного депо ст. Тайги сформировали специальную бригаду по оборудованию бронепоезда в августе 1941 г.         Основой для бронепоезда  стал один из лучших паровозов депо – ОВ- 7124, который "раздели", чтобы отревизировать  все ходовые устройства, усилить экипажную часть, а затем заковать в броню, вооружить и отправить на фронт. Начальником депо  в то время был Иван Сидорович Власенко (1939- 1944 г.г.). Душой коллектива, работавших тогда по оборудованию бронепоезда,  стал техник  А.В. Кончухидзе, сумевший в короткий срок сделать все, чтобы стальные крепости на колесах были поставлены на фронт. Ремонтные бригады дневали и ночевали в цехах. Жены и дети приносили им обеды прямо в депо. Слесари А. Аширов, Г. Бернацкий, Д.Кухта, А. Усачев, И. Харитонов под руководством техника А. Кончухидзе были командированы в Новокузнецк. С Кузнецкого металлургического комбината в местное депо были доставлены листы броневой стали.  И вскоре первые броневые площадки были готовы.  Но учитывая большой объем работ по бронированию паровоза, бригаду А. Кончухидзе возвратили в депо Тайга. Работа в депо продолжалась. В цехе подъемки изготовлялись отдельные детали и узлы, а в цехе промывки, совместно с вагонниками, вели сборку бронепоезда.

Работа была крайне трудоемкая. Крепкая броневая сталь обработке не поддавалась. Большинство крупных поковок приходилось ковать в ручную, выручали практические навыки и смекалка кузнецов – Е. Липовцева, И. Коловникова. На сборке бронеплощадок самоотверженно работали вагонники, руководимые бригадиром  С. Германом. Высокопроизводительно работали автогенщик Н.Герман, слесарь  П. Титов и разметчик А. Кузьмин. 

Что такое бронепоезд? – это одетый в стальную кольчугу паровоз, это люди с закаленными сердцами, спаянные железной дисциплиной..

И вот как вспоминал командир орудия 3 бронеплощадки, житель нашего города – сержант Александр Тимофеевич Граков: "- Мы прибыли в депо Тайга после формирования артиллерийских и пулеметных расчетов в г. Кемерово. Первое время помогали строить бронеплощадки и обшивать броней паровоз. Материалы и оборудование для бронепоезда шли со всех городов Кузбасса и Сибири. Когда пришло вооружение, командир, выстроив нас, сказал, что с сегодняшнего дня нам удваивается нагрузка. Будем проходить боевую и огневую подготовку и помогать деповчанам строить бронепоезд. Все теперь зависит от нас. Чем скорее построим, тем скорее отправимся на фронт. На бронеплощадках противовоздушной обороны быстро установили зенитные пушки и крупнокалиберные пулеметы, но потом возникли серьезные проблемы.   76 –мм полевые пушки устанавливались в башнях, но специальных механизмов не было. А сделанные деповскими слесарями были неудобные и тяжелые. Пришлось за дело башенные установки, удобные для ведения огня".

Одна за другой выходили из цехов бронеплощадки и локомотив. После сцепки бронепоезд стал выглядеть  мощной крепостью на колесах. 8 бронеплощадок с бронированным паровозом, аварийными платформами и вагонами подсобных служб составили внушительную силу.  Оборудованный, одетый в броню бронепоезд был готов к концу апреля 1942 года. Команда формировалась там же, в большинстве – это сотрудники депо и станции Тайга. Одновременно со строительством шло и формирование боевого экипажа. На учебные сборы были призваны машинисты: И. Токарев, П. Хурсик, М. Шипачев, Н. Анищенко, Н. Климов; помощники машиниста- А. Михайлов, А. Корнев, В. Матвеев, Н.Лесин, П. Иголкин, Ф Галыгин,В. Светлаков.  Они и составили костяк железнодорожных бригад бронепоезда. 180 человек- машинисты, помощники, кочегары, артиллеристы, пулеметчики и другие специалисты, в т.ч.  выздоравливающие фронтовики тайгинского госпиталя, составили личный состав бронепоезда.  Готовый, сформированный поезд назвали "ЛУНИНЕЦ", в честь знатного машиниста страны из депо Новосибирска – Николая Лунина.

   В начале мая 1942 года бронепоезд "Лунинец" стоял под парами на ст. Тайга.  Последние минуты прощания с родным городом. Как они мучительны!  Сердца воинов жгут слезы родных и близких.  Машинист Иван Токарев видит из будки паровоза умоляющие протянутые к нему руки малолетних сыновей- Вовы и  Шурика.  Фашисты заставляют его, Ивана Токарева- человека мирной профессии, расстаться с родным городом, оставлять малолетних сыновей, которые сейчас, как никогда, нуждаются в отцовской ласке, заботе.  Все это утраивало ненависть к врагу, вселяло мужество и веру в неизбежность победы над вероломным захватчиком чужой земли.

  1. Следуя на передовую под командованием старшего лейтенанта И.И. Даниловича, бронепоезд "Лунинец" вынуждено задержался под Коломной. Там он вошел в состав 49-го Отдельного дивизиона бронепоездов. Далее двинулся в Москву ожидать приказ о движении на передовую.  Бойцы жаждали двинуться на передовую, попасть на фронт, схватиться  в смертельной  схватке с врагом.  В период стоянки солдатские сердца лишний раз мучительно сжимались от воспоминаний об оставшихся женах и детях.  Возле паровоза неожиданно появился командир бронепоезда И.И. Данилович. – Токарев! – окликнул он машиниста- инструктора. – В какой готовности паровозы? – В боевой, товарищ командир бронепоезда! – Тогда объявляй сбор. Через полчаса выезжаем на линию фронта.

А между тем война продолжалась. Потерпев жесткое поражение под Ростовом, Тулой и, особенно, под Москвой в конце 1941 – начале 1941 г.г., фашисты летом 1942 года вновь развернули  большое  наступление вглубь нашей Родины. При этом характерно, что они теперь не могли наступать на всем советско- германском фронте, как было год назад, а сосредоточились лишь южнее Москвы. Наряду с наступлением на Северный Кавказ, на Сталинград, немецкая армия пробивалась к Воронежу. Воронежское направление было одним из главных и опасных, ибо гитлеровские войска намеревались обойти нашу столицу с востока и, захватив ее, двинуться на Урал. Вражеские войска стремились расчленить и окружить силы Южного и Юго- Западного фронтов, занять Воронеж во что бы то ни стало. Под Воронежем разгорелись ожесточенные сражения. Врагу так и не удалось взять полностью Воронеж, и это потому, что здесь насмерть встали войска Юго- Западного (впоследствии Воронежского) фронта, где героически сражались сибирские дивизии. В состав фронта входил и бронепоезд  тайгинских железнодорожников "Лунинец" под номером 704.

В июльские дни 1942 года на участке Елец – Касторная бронепоезд  № 704 принял первый бой в составе 49 отдельного дивизиона.  В районе ст. Тербуны, недалеко от узловой станции Касторная, имелась важная стратегическая высота, занятая врагом и сильно укрепленная.  Красноармейцы не раз поднимались на штурм, но не смогли ее взять лобовой атакой. Перед командиром бронепоезда была поставлена задача: взяв пехотный десант, высадить его в тылу у фашистов и поддержать  огнем. Десант был высажен. Гитлеровцы, не ожидавшие стремительного броска к себе в тыл, оставили высоту.  Но на обратном пути бронепоезда, в полутора километрах от станции, завязался ожесточенный бой. Стремясь расчистить путь своим частям, неприятель двинул на станцию авиацию.  Одиннадцать "Хейнкелей" налетели на бронепоезд. Их яростные атаки стойко отражали зенитчики лейтенанта Габитова. Хладнокровно прицельным огнем бил из пулемета сержант Кузнецов. Вскоре один из стервятников рухнул на землю. Вот уже и второй, подбитый, вышел из строя. Вражеская стая распалась. Впереди авиабомбами разрушило путь. А у зенитчиков, как назло, снаряды подходили к концу. Командир бронепоезда приказал "на всех парах" ехать вперед, на перегон. Но в этот момент впереди разорвалась бомба. Было разрушено несколько звеньев пути. " Товарищ старший лейтенант, - обратился к командиру машинист бронепоезда П. Хурсик, - прошу дать мне людей для восстановления пути!". Петр Хурсик никогда не был путейцем. Но сейчас с командой в 16 человек, взяв с запасной платформы рельсы и шпалы, за полчаса засыпали воронки от бомб и восстановили путь. У реверса локомотива в это время находился другой тайгинский машинист М. Шипачев. Умело маневрирую на коротком отрезке пути, он спасал поезда от бомбовых ударов немецких стервятников. И вот долгожданная минута. П. Хурсик доложил:- Можно ехать!. Об этом сообщила 25 сентября 1942 года газета "Гудок".  Гитлеровские самолеты, видя что с бронепоездом у них ничего не вышло, обрушились на мост, решив отрезать "Лунинцу" путь к отступлению. Одна из бомб ударила в береговой устой. И в это же время недалеко от станции начали прорываться немецкие танки. Создалась критическая ситуация. Командир бронепоезда приказал команде покинуть бронеплощадки, сняв материальную часть и с оружием переправляться на другой берег. Паровозники всего несколько минут находились в оцепенении. Машинист П. Хурсик обратился к командиру:"- Разрешите попытаться спасти бронепоезд. Я берусь провести его на ту сторону."   Командир с минуту подумал, а затем тихо сказал:" Попытайтесь. А остальные члены бригады пусть идут вместе со всеми".  Но паровозники единодушно заявили: " Мы остаемся с Хурсиком. Поможем ему ".  И они остались.  Медленно переведя реверс машинист напряженно всматривался вперед и дал паровозу полный ход. Однако не было хорошего разгона, скорость едва достигла 30 км/час. Громадина поезда медленно вползла на мост. Прошла первая бронеплощадка, прошел бронепаровоз, затем вторая.  И вдруг задняя платформа зависла над насыпью – обвалился береговой пролет моста. Машинист резко добавил открытие регулятора и бронепоезд, после рывка, выполз на крепкий настил правого берега реки Искорец. Орудия дружно ударили по фашистам, прорвавшись на другой берег. Отбомбившись, фашистские самолеты улетели. Паровозники осмотрели состав:" Все в порядке".

   Бронепоезд "Лунинец", проведший уже несколько дней в боях, оставался невредим.  Газета "Правда" в то время писала:" Беззаветно и самоотверженно воюет команда бронепоезда.  С особым уважением и восхищением говорят в коллективе о паровозниках, которые своей выдержкой, лунинским уходом за бронепоездом, искусным маневром не раз спасали бронепоезд."    Отгремела знаменитая Курская битва. Немцы под ударами Советской Армии откатывались на запад. Наши войска вскоре взяли Орел, Брянск. Шли освобождать Белоруссию. А южные фронты в это время освободили Белгород, вторую столицу Украины – Харьков. С боями упорно двигались вперед, к Полтаве, Кременчугу, освобождая все новые области Украины. В целом направление ударов по врагу – ДНЕПР. А наш бронепоезд? Недолго ему пришлось стоять на запасных путях. Подремонтировавшись, он в составе 49 ОДБП по приказу командования двинулся освобождать столицу Украины -  древний город Киев. Особенно яростное сопротивление немцы оказали под узловыми станциями и городами Конотоп, Нежин, Бахмач, ибо тот, кто владел этими городами, тому открывался прямой путь к Днепру.

Входя в состав 60- ой армии 1-го Украинского фронта наш бронепоезд участвовал непосредственно во взятии этих сильно укрепленных врагом городов.   Особый героизм проявил экипаж бронепоезда в боях за Бахмач 9 сентября 1943 года. Здесь в течении 2-х дней гремела канонада – орудийная перестрелка между "Лунинцем" и немецкими артиллеристами. Своей меткой стрельбой сибиряки не дали развернуться немецким танкам для атаки на наши войска и способствовали разгрому противника, который отступил к Нежину, потеряв 4 дивизии.

14 сентября бронепоезд совместно с войсками 60 армии освободили и город Нежин. Это был последний опорный пункт немцев на подступах к Днепру – к Киеву. В октябре 1943 года 49 отдельный бронедивизион был переведен в состав 1 Украинского фронта. Всему оборонительному рубежу по Днепру, в особенности под Киевом, враг уделял особое внимание. Сюда сосредоточились крупные силы немецкой армии, многие дивизии прибыли из Западной Европы. Враг подтянул к столице Украины почти 4 тыс. орудий и минометов, до 400 танков и самоходных орудий, 665 самолетов.  Правый берег Днепра, где укрепились немцы, был более высок чем левый. В общем нашим войскам противостояли огромные силы противника. А форсировать Днепр нужно было во что бы то ни стадо. Советские войска, сосредоточившись на Лютежском плацдарме, прорвали оборону противника и к 4 часам утра 6 ноября, накануне праздника 26 годовщины Октября, освободили столицу Советской Украины город Киев. Бронепоезд  "Лунинец", стоявший перед наступлением наших войск на станции Дарница, напротив Киева, не давал немцам покоя: он обстреливал укрепления врага на противоположном берегу реки, не позволив ему снять войска на помощь другим частям.

13 февраля 1944 года 49 - ый дивизион бронепоездов под командованием капитана Д.М. Шевченко приказом Верховного Главнокомандующего был удостоен почетного наименования "Шепетовский". В боях за Шепетовку экипажи бронепоездов произвели 56 огневых налетов, отразили 15 вражеских атак.

В боях за освобождение Польши

В 1944- 1945 г.г. героическая Советская армия, громя вражеские войска, полностью освободили нашу Родину от оккупантов и стали освобождать  и народы Европы от фашизма. В этой исторической благородной миссии принял боевое участие и наш бронепоезд. Подремонтировавшись после боев под Житомиром и Шепетовкой, бронепоезд по приказу командования, вслед за наступающими войсками двинулся на освобождение Польши. Здесь он был передан  в состав 69 армии 1 Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. К концу 1944 года немцы создали крупную, глубоко эшелонированную оборону между реками Висла и Одер, где было оборудовано 7 прочных рубежей. Составной частью этих полос был город Радом, южнее Варшавы. В середине января 1945 года наша армия начала осуществлять  Варшавско - Радомскую операцию. Бронепоезд был переведен под Радом. 14 января начались непосредственные бои за овладение им. Ввиду тумана и дождей вся тяжесть огневого обеспечения наступающих легла на артиллерию и танки. Бронепоезд постоянно поддерживал артиллерийские валы, громя передовой край обороны противника. Два дня шли бои загород. Немцы сопротивлялись с отчаяньем обреченных. 16 января 1945 года наши войска, подойдя с трех сторон с пригородам Радома, штурмом взяли город. Один из важных пунктов обороны фашисткой армии пал. Вскоре была освобождена Варшава – столица Польши. После освобождения Варшавы В январе 1945 года наш сержант А.Т Граков в одном из боев за город Равы – Русской был тяжело ранен, и дальше бронепоезд  "Лунинец " ушел без него. Долго Александр Тимофеевич  лежал в госпиталях, навсегда остался инвалидом. Потом по возращению в Тайгу работал помощником машиниста паровоза в депо. После Варшавско- Радомской операции бронепоезд через станцию  Варшава был переброшен  к городу Петрокув, в освобождении которого ему пришлось участвовать непосредственно. После этого бои за Ченстохов – крупный опорный пункт обороны немцев на подступах к Верхней Силезии.немцы настолько быстро отступали, что не успели разрушить предприятия Верхнесилезского промышленного района. Польское правительство быстро смогло их использовать для возрождения своей страны.

23 января 1945  года наши войска подошли к реке Одер в Верхней Силезии.

15 марта после 90 – минутной артиллерийской подготовки, в которой участвовал и наш бронепоезд, началось новое крупное наступление наших войск в районе города Опель- крупном автомобильном центре Германии. Позиции врага были взяты, А армия пошла дальше на освобождение Чехословакии, на Берлин.

Пройдя с боями от Воронежа до Нижней Силезии с боями в городе Опеле, дивизион закончил свой боевой путь. В мае 1945 года бронепоезд "Лунинец" встал на "запасной путь" в г. Катовице, закончив свои боевые действия.

12 февраля 1988 года в музей локомотивного депо пришло письмо от машиниста бронепоезда М.Ф. Шипачева. Вот что он сообщил в своем письме: « … был на паровозе до самого конца войны, а точнее до момента расформирования в 1946 году.»  Он   прошел всю войну от Тайги до Оппельна, и последним  из тайгинцев покинул свой, ставший таким родным, бронепоезд. 

 

Copyright MyCorp © 2017