Госуслуги

<

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 18.11.2017, 18:25
Приветствую Вас Гость | RSS
ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
ТАЙГИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
| Главная | Регистрация | Вход
Тайга в годы войны


      

 Ко Дню Великой Победы

      Далеко от театра военных действий находился Кузбасс. Но память о сорок первом и других военных годах живет  и жива в каждой семье, в каждом доме.  С лета 1941 года железнодорожный транспорт был на военном положении. На всех кузбасских отделениях Томской железной дороги развернулось социалистическое соревнование под девизом: «Все для фронта, все для победы!». Машинисты начали применять лунинские методы эксплуатации паровозов. Движенцы со скоростью «красных стрел» продвигали воинские эшелоны и поезда, груженные углем, металлом и коксом. Ремонтники ускоренными темпами вводили в строй локомотивы и вагоны. 

           1942-й, июнь. Станция Тайга – восточные ворота Кузбасса.    «Воинским эшелонам – зеленую улицу!» - сказали тайгинские железнодорожники. И слово свое держали крепко. Применяя передовые методы эксплуатации и обслуживания локомотивов, успешно освоенные еще до войны, тайгинские машинисты обеспечивали бесперебойное движение составов.       Днем и ночью, в жаркие летние дни и сорокоградусные морозы, без аварий и поломок, на высоких скоростях водили воинские поезда бригады машинистов: Всеволода и Бориса Пуховых, Николая Абрамовича Корягина, Николая Васильевича Миляева, Константина Андреевича Чуланова, Михаила  Петровича Колодезного, Алексея           Алексеевича Бычкова, Анатолия Тимофеевича Климанова, Тимофея Ивановича Нагорного и многих других.

 На смену ушедшим на фронт, в депо пришли их младшие братья и жены, дети и пенсионеры. Они занимали места у верстаков, станков и на паровозах. Машинистом паровоза работала Раиса Ивановна Кулагина, Вера Цвентух, Надежда Филимонова, Наталья Веселова. Помощниками машинистов паровозов Валентина Варнавская, Варвара Караульная, Валентина Ногина, Евгения Соколова, Валентина Никонорова и другие.              В то время славился своими трудовыми победами коллектив промывочного цеха. Несмотря на значительное сокращение состава комплексных бригад, рабочие регулярно выполняли и перевыполняли план промывочного ремонта. Здесь также самоотверженно трудились  женщины.

         Газета «Сталинский путь» за 14 марта 1942 года писала:«Впервые в Тайгинском депо в цехе промывки организована женская комплексная бригада маневрового парка. Бригада скомплектована в  основном из домашних хозяек, в свое время окончивших ФЗУ. Она  состоит из 14 человек. Слесарями-арматурщиками работают  Конюхова, Северина, Попкова, Андреева, Петрушина.  Слесарями- поршневиками – Левкевич, Нефедова, Ильина, Надымова. Дышловиками – Горелова и Журавлева. Экипажницами – Жаровская, Усатова и Лацук. Женская бригада приступила к работе 11марта 1942 года. Первые два дня дали прекрасные результаты. Паровозы бригады ремонтируют за шесть часов, вместо четырнадцати».    Среди паровозников Тайги женщины в 1941 – 1945 годах  составляли треть от общего числа, 42 процента женщин были вагонниками, более половины – связистами. И все без исключения были героинями труда.

        Часто комплексные бригады Прудникова, Юдина, Симонова и Шимбеля по 20-30 часов не покидали цеха, пока не выполняли задания «работать по-фронтовому»- такими мыслями и чувствами были проникнуты все дела паровозников.   Тайгинскому цеху промывочного ремонта паровозов за годы войны трижды присваивалось звание «Лучший промывочный цех страны».    Будущий знаменитый писатель, лауреат Государственной премии России и Государственной премии СССР  Владимир Чивилихин, чье детство пришлось на военные годы, жил, учился в школе № 2, затем в Тайгинском железнодорожном техникуме,  а в каникулы подрабатывал кочегаром на паровозе, впоследствии  вспоминал: «В последнюю военную зиму я кочегарил на паровозе. По возрасту и зрению я не подходил для такой работы, но продолжалась война, нужда во всем, в том числе и в рабочих  кадрах, возрастала, и мы, техникумовские студенты, растягивая практику, проводили зимние каникулы в поездах…»        Железнодорожники Тайги самоотверженно трудились, обеспечивали бесперебойное движение эшелонов по узлу, отделению. В 1941 году по расписанию было отправлено 76 % поездов, в 1942-м – 80,2 %, в 1944-м – около 90 %.        Росло число стахановцев, лунинцев, кривоносовцев. Если в 1941 году лунинцами были отдельные железнодорожники, то в 1945 – м в паровозном депо 60% бригад овладели передовыми методами работы.

       Руководителями паровозного депо в годы Великой Отечественной войны были:  Власенко Иван Сидорович с 1939 по 1944 г. и Ячменьков Петр Николаевич с 1944 по 1950 г.  

    В конце войны особенно славился дружной работой коллектив вагонного депо, руководимый Тяглым. Освоив передовые методы ремонта вагонов малыми комплексными бригадами, вагонники систематически перевыполняли производственную программу, награждались всеми переходящими знаменами – ГКО НКПС, Томской дороги, Тайгинского горкома КПСС и горисполкома.

     В мае – июле 1945 года Тайгинское отделение считалось лучшим на Томской дороге по погрузке угля, леса и других грузов.

      Труд тайгинских железнодорожников был отмечен высокими наградами. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от  06.11.43г. Ивану Герасимовичу Сафронову, мастеру промывочного цеха паровозного депо станции Тайга присвоено звание  Героя  Социалистического Труда. За умелое вождение тяжеловесных поездов нарком путей сообщения наградил старшего машиниста паровоза Раису Ивановну Кулагину знаком «Почетный железнодорожник», а позже она стала кавалером ордена Трудового Красного Знамени. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» был награжден Степан Ильич Логунцов. Передовику производства в разные годы вручены знаки: «Отличный путеец», «Почетному железнодорожнику», «Лучший механик на сети железных дорог», «Отличник социалистического соревнования железнодорожного  транспорта» и другие. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.04.66г. С.И. Логунцову присвоено звание  Героя Социалистического Труда.   За самоотверженную работу и своевременное выполнение  всех заданий Правительства и Наркомата путей сообщения в годы Великой Отечественной войны решением Государственного комитета обороны СССР коллективу локомотивного депо Тайга было присуждено на вечное хранение Красное Знамя, а десятки лучших железнодорожников награждены орденами и медалями, значками «Почетный железнодорожник».

Активное участие принимали тайгинские паровозники в сборе средств в фонд обороны Родины, на постройку танков и самолетов. Только в 1941 году Тайгинские железнодорожники внесли в фонд обороны 1 миллион 136 тысяч рублей, отправили на фронт 10 тысяч предметов теплой одежды и несколько вагонов подарков воинам Красной армии. На постройку авиаэскадрильи «За Родину» в мае 1943 года тайгинцы собрали 1 миллион 102 тысячи рублей. И значительный вклад в эти суммы внесли паровозники.      Желание быстрее покончить с врагом было массовым. Жертвовали для нужд фронта сотни, тысячи, десятки тысяч рублей, отказывались от части заработка, полностью от премий за победу в стахановском социалистическом соревновании.        Чем хуже для красной Армии складывались дела на полях сражений, тем больше, злее работали в депо, на магистралях, на станции, в леспромхозе, в цехах по пошиву одежды. Образцы ударного труда до войны становились нормой для каждого в это время.                                                    Коллектив мастерских Тайгинской дистанции пути (начальник  т. Чирихин) ко дню 26 годовщины Октября выполнил годовую производственную программу. Сейчас рабочие и командиры мастерских выполняют срочный заказ для железных дорог, освобожденных районов от немецких захватчиков.              Для строительства заводов, эвакуированных с запада, необходим был строительный материал. Принимается решение - строить в Тайге завод, который бы на базе скопившихся  местных шлаков от использования паровозов, выпускал строительный материал - шлакоблоки. Приказ №1 по строительству завода №5 СИБОВСУ г. Тайга от 28 октября 1941 года: «Сего  числа прибыл и приступил к исполнению обязанностей начальника строительства завода №5 т.  Эйчис».

 В город прибыло воинское подразделение, возглавляемое  воентехником первого ранга А.Д. Санцевичем, которое приступило к заготовке леса и строительству завода. Первые работники завода назначались приказом начальника. Приказ №6 от 10 ноября 1941 года: «Прибывшего из военкомата тов. Воронкина назначить десятником строительства, Самарцева - ответственным исполнителем по снабжению строительства завода». Строительство завода осуществлялось с большими трудностями. Не хватало рабочей силы, стройматериала, транспорта. Но благодаря героизму строителей, которые трудились по 12-15 часов в сутки, завод был пущен в срок. В первый год работы завод выпустил 5 млн. штук условного кирпича.

          Большую помощь оказали тайгинцы освобожденным от немецкой       оккупации районам и железным дорогам европейской части страны.        27 сентября 1943 года тайгинцами был отправлен первый эшелон с подарками для освобожденного от гитлеровцев города Сталино (ныне Донецк). «Поможем быстрее возродить Донбасс, залечить  тяжелые раны, нанесенные Всесоюзной угольной кочегарке!» - такой призыв, пронесся по всему Кузбассу. В августе и сентябре 1943 года тайгинцы провели сбор денежных средств в фонд восстановления Харькова и других городов Украины.         В январе 1944 года Председатель Совнаркома Украины Н.С.Хрущев прислал в город железнодорожников телеграмму, в которой от имени правительства Советской Украины просил передать искреннюю благодарность и горячий привет трудящимся Тайги.  "Ваша помощь, - говорилось в телеграмме,- яркое проявление великой дружбы и братской помощи трудящихся всего Кузбасса в деле восстановления Социалистического Донбасса. Желаем вам, дорогие товарищи, новых успехов в вашей работе».

  Являясь, крупной узловой железнодорожной станцией Тайга, стала тыловой базой для двух госпиталей - № 1323 и № 1400. Они обязаны были принимать раненых для томской группы госпиталей. Под их нужды были переданы лучшие здания: помещения школ, клубов, детских яслей, новые дома на усадьбе      леспромхоза.

      Госпиталь № 1400 с четырьмя медицинскими отделениями на 600-700 общехирургических мест был сформирован в августе 1941 года и работал до 1943 года. Располагался в зданиях школы № 33  и клуба железнодорожников имени В.И.Ленина и специализировался на лечении легкораненых, у которых были повреждены конечности. Уже в августе 1941 года госпиталь принял первых раненых.

Начальником госпиталя был терапевт с 30-летним стажем, бывший главный врач Тайгинской железнодорожной больницы С.С.Сухов, который позже за умелое руководство госпиталями во время войны получил звание майора и был награжден двумя орденами Красной Звезды. Тайгинцы сами переоборудовали здание  школы под госпиталь, женщины сшили необходимое белье. Отработав по 10-12 часов на производстве, тайгинцы шли в госпиталь и помогали ухаживать за ранеными.

      Приносили на кухню госпиталя продукты. Частыми гостями здесь были школьники. Они выступали перед бойцами с концертами, писали письма родным. Сафонова Людмила Вассиановна была активной помощницей в уходе за ранеными, ее семья подарила госпиталю личную библиотеку. Одной из первых активисток, которые оказали помощь в обустройстве госпиталя, стала Токмакова Капиталина  Феоктистовна.

      За два года работы госпиталь пролечил 3 тысячи раненых и больных, 65 % из их числа вернулись в действующую армию.

      Осенью  этого же года в Тайгу прибыл и госпиталь № 1323. Местом дислокации для него была определена усадьба леспромхоза. В ноябре 1941 г. на ремонт госпитальных помещений было истрачено более 70 тысяч рублей, но уже в марте 1942 года его вывели за  пределы города и  передали детприемнику НКВД. Каких-то сведений о практической деятельности учреждения по приему и лечению раненых не обнаружено.

        В 1942 году из города Грязи Воронежской области эвакуировано железнодорожное училище, директором которого был М.А.Пряхин. Разместилось училище в старом здании школы № 32 по улице Привокзальной. Приехавшие преподаватели привезли с собой материальную часть училища. С ними прибыли две группы ребят и девушек из Калининской и  Воронежской областей. Остальных ребят набирали  в Анжеро-Судженске, Яшкино и Яшкинском районе, Тайге. Готовили в училище помощников машиниста паровоза, слесарей по ремонту паровозов, столяров. Практику проходили на предприятиях, уже вместе с кадровыми рабочими ремонтировали  паровозы и вагоны.

 

Тайгинский институт железнодорожного транспорта –  это уникальное учебное заведение, равных которому нет в России. Мощнейшая на сети дорог учебно-материальная база, высококвалифицированный преподавательский состав со своими традициями и авторскими подходами к обучению студентов - предмет гордости  прославленного железнодорожного учебного заведения.

       А началась история этого учебного заведения в суровом 1943 году, когда эвакуированный из Харькова электромеханический техникум прибыл на станцию Тайга, где и получил постоянную прописку.                     15 ноября 1943 года Народным комиссаром путей сообщения Л. Кагановичем был подписан приказ № 853/Ц об организации с 1 декабря 1943 года техникума железнодорожного транспорта на станции Тайга.

        Первым начальником техникума был назначен Л.Д.Бодров. В этом же месяце был издан приказ № 376 о формировании  преподавательского состава. Преподавателем предметов  «Организация паровозного хозяйства» и  «Паровозы» был назначен Виктор Викторович Лебедзь, который был ведущим специалистом профилирующих дисциплин до начала 50-х годов.

Всего за годы войны по мобилизации из города было призвано 4113 человек. Больше всего тайгинцев ушло на фронт в 1942 году – 1677. В победном, 45-ом,  было мобилизовано 110 человек.

Военным комиссаром города в начальный период войны был техник – интендант 3-го ранга А.Д. Галенко, но он тоже ушел на фронт в 1942 году. С августа 1942 года военным комиссаром города был техник – интендант 2-го ранга И.Ф. Воронец.

            Городской исполнительный комитет возглавляли: Рудко К.П.- с 1941 по 1942г.г.,  Строков В.А.- с 1942 по 1943г.г.,  Рымар Е.Т. – с 1943 по 1946 г.г.

Исключительно дорогую цену за победу заплатила маленькая Тайга, не насчитывавшая к 1941 году и 30 тысяч человек населения. 1258 ее жителей не вернулись с мест сражений, остались лежать в русской, украинской, белорусской, прибалтийской земле, в Польше,  Чехословакии, Германии.  Тысячи орденов и медалей вручены отважным  воинам – сибирякам за ратные подвиги.

                  С каждым днем все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны, но в нашей памяти остаются все, кто пережил эту войну, кто ковал Победу в тылу, отважно сражался с врагом на фронте. Тайгинцы чтят и помнят имена героев, своих земляков.

 

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2017